Дети постоянно познают что-то новое, при этом они тщательно проверяют, снова и снова, а правда ли что это так. Взрослые часто ведут себя непоследовательно: то им смешно, что ущипнули, то больно и нельзя. Малыши ещё с большим упорством возвращаются к исследованию, неоднозначных реакций.
Вот он дёргает маму за волосы. В первый раз маме смешно, малыш рад стараться для мамы и дёргает сильнее. Мама восклицает: «нельзя!». Малыш в тупике, он дёргает ещё раз. Нет, не назло, а чтобы хоть как-то прояснить ситуацию. Кроха ведь любознателен, поэтому приучить с первого раза к желаемому поведению невозможно, он будет пробовать несколько раз и перепроверять последствия. Здесь запасаемся терпением и спокойно, дружелюбно, а главное твёрдо объясняем крохе свою позицию. Может кроха и не поймёт все слова, но общий смысл он уяснит.
Мамы сетуют на то, что
малышей очень веселит слово «нельзя!» сказанное строго, громко с соответствующей мимикой на лице. Лучше говорить спокойно, не меняя выражение лица на более трагичное. Ваша театральность малышу покажется интересной забавой.
Скорее всего, попытки подёргать маму за волосы или пощипать и тд. повторятся. Сохраняйте спокойствие, отвлеките малыша игрой, но не сверх интересной (а то получится цепочка: делаю то, что нельзя – получаю развлечение по полной). Каждый раз уверенно повторяйте запрет, если послушается, то похвалите. Будьте готовы и к непослушанию, попробуйте поменять обстановку, уйти в другую комнату и там завлечь малыша.
Словом «нельзя» лучше не злоупотреблять, оно не должно потерять свою ценность. Пусть оно будет априорным: во многом «нельзя» так и должно остаться как знание, полученное до опыта. Берегите его для ситуаций, действительно необходимых в категоричном запрете. «Нельзя – горячо!». В ситуациях же, когда вы разъясняете какие-либо правила, прививаете нормы поведения – употребляйте альтернативу. «Не разбрасывай игрушки, потому что на них могут наступить и сломать и тд.».
На практике, бывает трудно быстро справиться с нежелательным поведением, обычно дети не проявляют особого стремления соблюдать правила, они ведь мешают любознательности – главному движку развития.
Поэтому действовать здесь хорошо с разных позиций. Не забывать, что похвала, заинтересованность, любовь творят чудеса. Малышам никогда не бывает много внимания и родительского одобрения.
Ольга Соколова специально для
женского сайта Умка